Леонид Сунгоркин, президент ХКОО «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья», нанаец, который родился в урочище Воронеж-3 под Хабаровском, решил развивать этноспорт коренных народов Приамурья и рассказал Журналу «Этноспорт» о ситуации с учебными пособиями В.И. Прокопенко:
— Трудность в развитии этноспорта моего народа нанайцев заключается в том, что у нас не было каких-то устойчивых названий игр и забав, в каждом роду их называли по-разному. В этой связи, мне было интересно узнать о существовании какой-то этнографии в этой сфере.
Мой друг, артист театра аборигенов и метисов Приамурья «Бури» Павел Суанка рассказал, что последние несколько лет во всех школах используют учебник Виктора Прокопенко «Традиционное физическое воспитание и игры удэгейцев» для обучения традиционным играм. Я полистал эту книгу и насторожился, в ней не было указано ни одного информатора, а литературные источники приводятся без указания каких бы то ни было библиографических сведений. Но окончательно меня добило описание борьбы с баллами, очками и ограничением времени!
Надо сказать, что выдумки Прокопенко распространяются не только на удэгейцев, он написал подобное и о другие народах в книге «Игры коренных малочисленных народов Севера Приамурья и Сахалина».
Меня просто сразила наповал его безапелляционность. Например, он пишет о каких-то играх с косточками, которые были неотъемлемой частью традиционного быта нанайцев и представлены в разнообразных вариантах (стр. 151). Мало того, что мне о них ничего не известно, я о них слыхом не слыхивал, потому что даже никто из моих соседей в них не играл.
Кроме того, весьма раздражает полная путаница в названиях, отсутствие этнонимов и насаждение воспитательной функции вместо того, чтобы дать описание мест бытования игры, праздника или обрядового обычая, в рамках которого её практиковали. А ещё остается непонятным, какие группы населения играют: мальчики, девочки, взрослые мужчины, или женщины.
А вообще, мы забавлялись совсем другими играми. Зимой мы играли на замерзшем Амуре, ломали тальниковые палки, выбирали куски льда, размером с ладонь, штук по 10, очищали ледовую площадку, ставили одни ворота. Игра заключалась в том, чтобы тальниковыми палками закатывать льдины в ворота, кто больше льдин закатит, тот и победил. Летом практиковали командную игру со стрельбой из рогаток по бабкам. Особенность в том, что нанайского названия эти игры не имеют, наши люди просто собираются и начинают играть. А ещё летом в селе Улика-Национальное мы любили ловить карася руками, загнав его в тинистую яму.
В заключение, могу сказать, что для описания игр нужен совсем другой подход, не как у Прокопенко, не надо держать нас за тупых аборигенов и втюхивать нам всякую беллетристику вместо этнографии, мы знаем свои традиции и в состоянии показать людям свои игровые традиции. Я уверен, что Алексей Валерьевич Кыласов со своей командой в Федерации традиционных игр и этноспорта России поможет мне и моим людям в Приамурье – нанайцам, удэгейцам, нивхам, орокам, орочам, ульчам и эвенкам.
От редакции
Леонид Сунгоркин цитировал следующие книги:
Прокопенко В.И. Традиционное физическое воспитание и игры удэгейцев: учебн.-метод. Пособие. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2009. – 252 с.
Прокопенко В.И. Игры коренных малочисленных народов Севера Приамурья и Сахалина: учеб. Пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2011. – 328 с.