Ровно через месяц в Ульяновске должен начаться очередной «первый» фестиваль национальных и неолимпийских видов спорта, который КННВС опять не смог провести с первой попытки. Как и в прошлом году в Саратове, фестиваль перенесен на несколько месяцев, его планировали провести с 10 по 14 июня 2014 года, но за несколько дней до начала внезапно объявили о сдвиге сроков на 21-25 августа 2014 года.
Интересно, что оглашением причины переноса, организаторы (сознательно или нет) дискредитирует специалистов отдела по составлению календаря Минспорта России, по недосмотру которых якобы было допущено совпадение многочисленных мероприятий в эти дни по тем видам спорта, что включены в программу фестиваля. Конечно же, это отговорка, но она создает смысловой казус, который характеризует всю ситуацию вокруг фестиваля.
В положении о фестивале организаторы утверждают, что он «проводится в целях возрождения, сохранения и развития традиционной культуры и национальных видов спорта» и главной задачей прописано «сохранение и развитие многовековых традиций народной культуры и национальных видов спорта». Подобное совмещение свидетельствует лишь о том, что авторы не обладают нужными компетенциями в этих вопросах. Спорт и традиционная культура существуют в разных культурных регистрах, поэтому их совмещение невозможно. Спорт как порождение модерна не может служить сохранению традиций.
Отдельного внимания заслуживает национализация традиционных видов физической активности, превращенных в спорт. Национализация разрывает их связь с пуповиной – традиционными играми, в лоне которых они существовали испокон веков. После национализации происходит их неминуемая эмансипация, они становятся достоянием нации, которая решительно устраняет этнокультурные различия и устанавливает единые правила состязаний ради всеобщего участия, что совпадает и с культурной миссией спорта. Любое отклонение от стандартизации ведет к разрушению основной идеи спорта – универсума интернационала.
Исходя из этого, можно констатировать, что организаторы фестиваля далеки от понимания институциональной сущности спорта, они полны решимости «сохранять» традиционную культуру с помощью спорта. Поэтому их убежденность в том, что они делают вклад в культуру, создает серьезную проблему, их неуместную деятельность можно сравнить с предложением случайных прохожих помочь нести гроб, чтобы процессия двигалась быстрее и ритмичнее. Любые попытки их разубедить воспринимаются неадекватно, что лишь усугубляет проблему.
Ярким доказательством неадекватности восприятия традиционных игр служат недавно принятые поправки, увеличивающие дискурсивный разрыв в понятийном аппарате спорта, эти поправки названы Федеральным законом № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте», который весьма странным образом уточняет статус национальных видов спорта. Вся суть поправок свелась к разрешению создавать общероссийские федерации по национальным видам спорта, поскольку раньше это почему-то запрещалось. Теперь можно. Вот, только зачем?
С момента образования Российской Федерации было создано всего пять региональных федераций по национальным видам спорта – три якутские, одна чувашская и одна татарская. Перед Универсиадой в Казани татарская федерация отказалась от своего статуса национального вида спорта и была преобразована в общероссийскую общественную организацию – Федерация корэш России. В результате, осталось всего четыре национальных вида спорта. При этом нет даже попыток создания новых федераций – над чем стоило бы задуматься в Государственной Думе перед тем, как принимать поправки депутата Гильмутдинова.
Отсутствию динамики роста в статистике национальных видов спорта, конечно же, есть объяснение: какой родитель отдаст свое чадо заниматься видом спорта — мало кому известным даже в России? Не говоря уже об отсутствии перспектив на международной арене. Однако депутаты почему-то решили, что вот-вот начнется якутизация / татаризация / бурятизация ДЮСШ всероссийского масштаба. По их мнению, например в Тамбове, вдруг забудут о своих традициях кулачных боев и массово увлекутся бурятской борьбой бухэ-барилдаан, или чувашской борьбой керешу. А еще по всей стране запрыгают по-якутски.
На этом фоне достаточно дико выглядит национализация тех видов спорта, которые имеют широкое распространение во всем мире – хоккей с мячом, самбо, бильярд, перетягивание каната, шашки, борьба на поясах. Хотя еще более дико выглядят попытки раздуть до национального масштаба малоизвестные виды исконных забав, новообращенные в спорт – чувашская борьба керешу или якутские единоборства – хапсагай и мас-рестлинг.
К слову сказать, вызывает недоумение даже название одного из них – «мас-рестлинг». Такое название не выдерживает никакой критики и представляет собой клинический случай нейминга. Полученная в результате соединения транскрибированной лексики якутского и английского языков лексема откровенно коряво звучит в русской репрезентации и воспринимается как англицизм и по-русски, и по-якутски. Столь же невразумительно ее восприятие по-английски, поскольку она звучит как «массовая борьба», вместо корректного перевода «stick pulling». В результате, в экспортном варианте якутского названия мас тарды?ыы (перетягивание палки) утерян этнический маркер – то, ради чего якуты его спортизировали, чтобы о них знали как о народе, породившем этот вид спорта.
Теперь рассмотрим в ином измерении тезис организаторов фестиваля о «возрождении, сохранении и развитии традиционной культуры и национальных видов спорта». В положении подробно расписаны весовые категории, временной регламент и правила подсчета очков, но только все это не имеет ни малейшего отношения к народной игровой традиции. Кроме того, эклектика русско-татарско-чувашско-якутских состязаний невозможна в исторической перспективе в рамках одного праздника. К тому же, праздник этот планируется на фоне того, что только в больном воображении организаторов можно отнести к традиционной культуре:
«Состоятся концертно-развлекательные программы, рок-фестивали, конкурсы ди-джеев, литературные вечера, файер-шоу, творческие мастер-классы, семейные конкурсно-игровые соревнования с участием творческих национально-культурных коллективов Ульяновской области, национальных подворий, выставки изделий народных промыслов и произведений художников. Также в рамках Фестиваля будут проводиться выставки субъектов Российской Федерации, посвященные традициям народной культуры и развитию национальных видов спорта; заседания круглого стола «Развитие национальных видов спорта». Примут участие казачьи коллективы из городов: Самара, Ростов-на-Дону, Ярославль, Оренбург».
Примитивизм подобного клипового мышления чиновников уже набил оскомину, они стремятся собрать как можно больше всего в одну кучу, поскольку считают, что такая демонстрация создает диалог культур. Однако их потуги разбиваются о прагматизм восприятия, который удачно выразил президент Путин предельно точной репликой «мухи отдельно, котлеты отдельно». Как нельзя лучше, его афоризм свидетельствует о рациональном восприятии современным обществом всего того, что нас окружает: все должно быть раздельно, и снабжено инструкцией. К сожалению, организаторы массовых мероприятий не понимают, что их сборные шоу перестали пользоваться спросом в обществе потребления, любые ассорти представляют собой низшую товарную категорию и не могут подменять собой спрос на оригинальные вкусовые качества. Остается надеяться, что их дурные услуги населению рано или поздно получат подобающую оценку с последующим увольнением.
Единственно допустимой формой возрождения и сохранения традиций могут быть традиционные игры в рамках народных праздников, или праздников народного календаря, как их еще называют в России. Важно отметить, что мои доводы были озвучены главному ответственному за проведение фестиваля – заместителю министра спорта Павлу Колобкову, а также ему был предложен адекватный вариант концепции мероприятия. К сожалению, предложен, но не услышан, – как теперь принято выражаться среди чиновников.
План мероприятия утвержден, бюджет расписан, и потому никакие изменения уже не нужны! Но тут самое время привести цитату из аналитической записки к законодательной инициативе депутата Гильмутдинова, в которой он приводит заключение о том, что «принятие поправок с целью разрешения создавать общероссийские федерации по национальным видам спорта не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета». Полная ерунда! Зачем тогда всероссийский статус? Ожидания связаны именно с перспективой вожделенного финансирования Минспорта России, чтобы проводить чемпионаты России с многоуровневой системой отбора за счет средств бюджетов всех уровней.
Ещё одно лукавство в отношении «отсутствия затрат из федерального бюджета» обнаруживается в положении о проведении предстоящего фестиваля в Ульяновске. В разделе «условия финансирования» прямо указано:
«Минспорт России, КННВС России и Правительство Ульяновской области обеспечивают долевое участие в финансировании Фестиваля по согласованию. Минспорт России осуществляет финансовое обеспечение физкультурных мероприятий в соответствии с Порядком финансирования за счет средств федерального бюджета и Нормами расходов средств на проведение физкультурных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий».
В заключение, могу сказать лишь о том, что изложенное в этой статье позволит разобраться в непростом вопросе национализации спорта, а также спортизации традиционных игр, и хотя бы отчасти, избавиться от неверных толкований ряда ключевых положений.
Алексей Кыласов, культуролог